Слуховой нерв
Благодаря процессу усреднения и более детальному знанию о природе компонентов, оценки ВП менее субъективны, чем ЭЭГ. Особенно важно использование ВП, преимущественно коротколатентных, как дополнительного теста при биоэлектрическом молчании на ЭЭГ. Результаты исследований ЗВП на вспышку соответствуют данным ЭЭГ и часто регистрируются при коме, но при появлении изолинии на ЭЭГ также исчезают. Те же факторы, что вызывают появлениебиоэлектрического молчания мозга, приводят и к исчезновению ЗВП. АСВП при смерти мозга исчезают полностью или остаются I и II компоненты, как показатели сохранности только дистальной и парциальной части слухового нерва.
Конечно, во всех случаях должна быть уточнена возможная периферическая патология слуха. Барбитуратовая или другая интоксикация приводит к удлинению межпиковых латентностей, но при этом сами пики могут быть сохранены. Так же, как при гипотермии, отмечается удлинение межпиковой латентности I-V пиков около 0,2 мс/град. Кроме того, АСВП сохранены при вегетативном состоянии.
ССВП при смерти мозга характеризуются 100 % сохранностью периферических нервов и в 70 % случаев — активностью в спинном мозге. В то же время, активность, начиная компонента Р14, соответствующего лем — нисковым структурам, и все кортикальные компоненты N20-P25, N30 отсутствуют.
Таким образом, область использования нейромониторинга по ВП достаточно широка. Основная цель мониторинга — вовремя информировать хирурга о возможных осложнениях с целью принятия мер для их предотвращения. Особенно интересен в этом смысле опыт Шрамма, который обобщил статистические данные о послеоперационных осложнениях в тех случаях, когда нейрохирург обращал или не обращал внимание на предупреждающую информацию, даваемую нейрофизиологом, проводящим монито — рирование ВП. Эти данные показали, что использование мониторинга ВП для оценки состояния мозговых структур во время операции помогает избежать серьезного неврологического дефицита больше, чем в 80 % случаев.
Применение мониторинга ВП в реанимации имеет несколько другие цели. Во-первых, основная цель — дать информацию, является данное состояние мозга преходящей дисфункцией или необратимым повреждением. Во-вторых, определение уровня поражения — преимущественно кора или стволовые структуры. В-третьих, определение возможных механизмов коматозного состояния, его глубины и прогноза. В-четвертых, это особая область мониторирования состояния мозга при тяжелой черепно-мозговой травме и определение прогноза. В-пятых, установление смерти мозга по совокупным показателям ЭЭГ, АСВП и ССВП.